Формы семьи

В настоящее время основной формой семьи является малая (кюлфет), или, как ее называют в специальной литературе, нуклеарная семья. Наряду с ней бытует и большая семья - беюк кюлфет. К сожалению, в настоящее время, большинство больших семей распались на малые. Но, проводя анализ существующих ныне семей, можно прийти к выводу, что в Великенте в ХХ веке существовало не много больших семей, потомки которых составляют большую часть населения Великента. Из историко-этнографического исследования С.Ш.Гаджиевой «Дагестанские Терекеменцы» следует, что число больших семей значительно превышало данные переписи 1886г. «Для определения степени бытования типа большой семьи в ХIX – начале ХХ в. воспользуемся двумя источниками: данными переписи 1886 г. и материалами полевых этнографических исследований - информацией, полученной от старейших теркеменцев, в памяти которых сохранились сведения о пережиточно существовавших при их жизни семьях.

Для характеристики численного и поколенного состава , а также имущественного положения неразделенных семей конца XIX – начала – ХХ в. Приведем данные, основанные на живых или живших до недавнего времени свидетелей, а чаще на семейных преданиях. Так, в сел. Великент в конце XIX - начале ХХ в. Большая семья была у сыновей Абдулкадира. Это – Пулатхан (старший), Мисирхан (средний) и Крымхан (младший). У Пулатхана были жена – Иразият, 3 сына Алимерден(информатор), Абдулкадир, Нурали и 3 дочери – Гюлжахан, Айзанат и Габибат. В состав семьи Мисирхана входили входили его жена – Нуржахан, 4 сына – Масудхан, Везирхан, Зиятхан, Магомед, 3 дочери – Суният, Микминат и Умуханат. Третий сян – Крымхан имел жену – Халисе, 4 сыновей – Шахмурана, Алипхана, Айсахана, Валихана и дочь – Эминаханум. Возглавляла семью вдова Абдулкадира – Зухра-аба (бабушка Зухра, как называли ее в семье). Алимерден, сын Пулатхана, имел Жену – Айшаханум и 3 дочерей. Семья Абдулкадира, такжевключала его жену – Периханум и сына – Азиза. Всего в этой четырехпоколенной семье было 29 человек. Жили они все вместе и вели общее хозяйство.

Жили они в большом двухэтажном доме, П-образном в плане, на верхнем этаже располагались 12, в нижнем этаже-4 жилые комнаты. 8 зимних помещений – аран для скота размещались на первом этаже дома.

Каждый из 3 братьев с детьми имел по нескольку комнат. Самая большая часть жилого дома (5 комнат наверху и 1 внизу) находилась в пользовании старшего брата, Пулатхана. В остальных помещениях размещались семьи двух других братьев. Личные жилые помещения убирались паласами, коврами, утварью и посудой. Которые привозили снохи в качестве приданого, и дополнялись вещами, приобретенными в течении совместной жизни. Два больших помещения хозяйственного назначения находились в общем пользовании семьи и использовались в качестве столовой и кладовой.

К дому примыкали два небольших двора: внутренний – ич азбар и наружный – гыраг азбар, замыкали двор большие ворота. В первом дворе размещались летние помещения для скота – отдельно для телят, коров и буйволов. Тут же. Во дворе, находилось саломохранилище – длинное строение из кирпича – сырца, куда высыпали мякину после молотьбы зерновых, а также навесы, на которых размещались скирды сена. В наружном дворе складывали дрова.

В изучаемое время семья засевала примерно 100 сабу пшеницы и ячменя, основную часть – на общественной земле, которую братья получали при ежегодных переделах в качестве семейного надела. При нехватке надела они приобретали в аренду участки у местных крестьян-бедняков, не имеющих тягловой силы. Все три брата выставляли полный плуг, в который впрягали 3-4 пары лучших буйволов. Всеми полевыми работами распоряжался Пулатхан; он хорошо знал кому какую работу поручить, что сделать самому. Он выполнял обычно самую ответственную работу. Причем делал это усердно и хорошо.

Урожай хранили в амбарах и специальных ямах. Стадо, находившееся в распоряжении семьи, включало 80-100 овец, 30-40 коров и буйволов, 10-12 лошадей. Держали скот летом в отделеннной саманным забором части двора, зимою же загоняли в специальные помещения под домом, где были размещены кормушки – ахур. Излишки продуктов, скота семья реализовывала либо в самом селении, либо на рынке в Дербенте.

Всеми женскими работами распоряжалась Зухра-аба. Она же определяла, кому и когда надо купить одежду, предметы обстановки, как для всего дома, так и для отдельных семейных комнат. Питалась неразделенная семья из общего котла, женила сыновей. Выдавала замуж дочерей также на средства из общей кассы.

Несмотря на свой преклонный возраст. Зухра-аба отличалась большим трудолюбием и властным характером. Свои отношения с членами семьи, особенно с женщинами, она строила в зависимости от того, как они выполняли свои обязанности по дому. Трудолюбивых поощряла, ленивым выговаривала, иногда даже специально при их мужьях. Как вспоминает сын Алимерден, «ее авторитет был настолько высок, что, если она говорила «Не ешьте» никто не смел есть. Садились есть мы всегда по ее «команде». При ней за едой обычно царила тишина. Но она сама могла нарушить молчание и вести разговор с сыновьями о делах семьи. Она же давала указания снохам поставить котел на очаг, приготовить тесто, сварить хинкал, испечь хлеб и т.д, но разливала суп. Распределяла хинкал, мясо между всеми она сама. При этом самое лучшее Зухра-аба отдавала своим сыновьям – основным работникам, затем детям и, наконец. В последнюю очередь снохам. Особой доли для себя она никогда не выделяла. Бывало, что ей не оставалось мяса и мы, сыновья, отрезали ей из своих паев. По настоянию матери после смерти отца мы построили большой дом. Почувствовать, что мы выросли без отца, она нам не давала, сумела заменить нам отца и быть любящей, но строгой наставницей- матерью. В нашей семье никто из взрослых не ругался друг с другом, а когда ссорились дети. Зухра-аба не позволяла вмешиваться в их ссору матерям и выступала в качестве строгого, но справедливого судьи; сама и наказывала виновных и физически и назиданием. Ей никто не возражал, если даже порою в порыве гнева она действовала опрометчиво. «Все они мои дети, и я их воспитываю; выше дело мне помогать, а не мешать»,-говорила наша мать, когда видела, что ее действия не нравились кому-нибудь из родных матерей детей.».

После смерти бабушки Зухры (примерно в 1918-1920гг.) большая семья Абдулкадира распалась на три отдельные семьи. Сперва отделились братья со своим потомством, а затем семьи раздробились на мелкие ячейки, т.е. на малые семьи. В том же Великенте сохранялось еще несколько больших семей.»

Разложение натурального хозяйства, развитие капиталистических отношений в Теркеме постепенно приводили к окончательному распаду семейных общин. В процессе общего социально-экономического развития преобладающей формой семьи стала малая семья.

Вчитайтесь в строки. Возможно вы – один из предков Абдулкадира…
Hosted by uCoz